14 февраля 2019 года в 19.00 киноклуб «Треугольник» (ЦРК «Художественный», г. Самара, ул. Куйбышева, 105) представляет премьеру драмы Сергея Дворцевого «Айка» (Россия, Германия, Польша, Китай, Казахстан, 2018, драма, 1ч.40мин., 16+). Фильм участвовал в основной конкурсной программе 71-го Каннского международного кинофестиваля, где получил Приз за лучшую женскую роль.
Новая драма российского и казахстанского кинорежиссёра Сергея Дворцевого «Айка» (Россия, Германия, Польша, Китай, Казахстан, 2018, драма, 1ч.40мин., 16+), в которой главную роль исполнила казахстанская актриса Самал Еслямова, собрала множество кинонаград, участвовала в основной конкурсной программе 71-го Каннского международного кинофестиваля, где завоевала Приз за лучшую женскую роль, также фильм получил Гран-при 28-го международного кинофестиваля в Котбусе (Германия) и Гран-при токийского кинофестиваля Filmex. В декабре 2018 картина Сергея Дворцевого «Айка» вошла в шорт-лист претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Драма выдвигалась от Казахстана, но не вошла в число номинантов.
Режиссёр Сергей Дворцевой прославился в 1995-м короткометражной картиной «Счастье» о семье кочевников в степи; на схожем материале был сделан его полнометражный игровой дебют «Тюльпан» (2008), победивший в Каннах в секции «Особый взгляд». Были у Дворцевого и фильмы о России на остросоциальные темы: «Хлебный день» (1998), «Трасса» (1999), «В темноте» (2004). Каждая картина осыпана призами, а ранние фильмы считаются классикой. Многие кинокритики полагают, что та же судьба ждет «Айку», на создание которой Дворцевой потратил несколько лет.
Второй игровой фильм режиссёра, снятый после многолетнего перерыва, рассказывает историю о кыргызской девушке Айнур (Айке), которая работает в российской столице. Фильм "Айка" – это продукт пяти стран, в том числе, и Казахстана. Сергей Дворцевой родом из Шымкента, его главная актриса – казашка Самал Еслямова (её первая работа – "Тюльпан"). Также в одном из эпизодов принимал участие казахстанский актёр (тоже снимавшийся в "Тюльпане") Асхат Кучинчиреков. Идея фильма "Айка" пришла к Сергею после того, как режиссёр наткнулся на газетную заметку о том, что в Москве было брошено 248 детей, рождённых нелегальными мигрантками из Средней Азии. "Я русский, но рождённый в Казахстане. Я знаю, как там женщины трепетно относятся к детям, меня очень заинтересовало, что толкнуло этих девушек так поступить? Какие жизненные условия у них сложились, что им в итоге проще бросить ребенка? Что вообще заставляет людей переступать базовые человеческие законы? Чем глубже входил в эту ситуацию, тем больше понимал, как мало знаю об этой жизни и как много хочу о ней рассказать", – поделился Дворцевой в интервью сайту informburo.kz
У фильма "Айка" непростая судьба, он снимался несколько лет: шесть, а то и больше, практически 80% материала вошедшего в кино, переснимали из-за творческих исканий режиссёра и особенностей антуража картины, в которой всё время идёт снег.
«Айка – очень сложная роль – отметила Самал Еслямова в интервью журналу «Сеанс», - Сложная еще и потому, что у меня самой нет детей. Я не проходила через то, что пережила моя героиня. ГИТИС, конечно, готовит актеров, но не к этому. Я не знала, как это играть. Поэтому мы долго работали над тем, чтобы замедлить движения, сломать логику легкости, устать. Были нужны физические упражнения, нагрузки – только для того, чтобы добиться ощущения изможденности на экране… Одновременно с нашими репетициями прорабатывались и траектории движения камеры.»
«С точки зрения стиля «Айка» напоминает ранние работы братьев Дарденн, – отметил киновед Антон Долин в статье «Гуманитарная катастрофа в сабянинской Москве» (сайт meduza.io), - особенно их «Розетту», героиня которой, тоже молодая женщина в беде, отчаянно искала работу и отказывалась идти на любые компромиссы. Камера (изумительно сложная работа Иоланты Дылевской) безотрывно следует за Айкой, не давая передышки ни ей, ни зрителю. Редкие моменты черноты, в которую проваливается девушка, не похожи ни на принятые в кино затемнения, ни на моменты отдыха. Скорее, это предвестники возможного конца, провалы в окончательную тьму, из которой не будет спасения. Но Айка чудом выбирается на свет снова и снова, продолжая свою отчаянную борьбу… Самал Еслямова творит в «Айке» что-то невиданное. Такой степени подлинности, сдержанной боли и энергии в отечественном кино не было давно – возможно, никогда»
Молодая девушка, приехавшая в холодную Москву на заработки, вынуждена оставить своего новорожденного ребенка в роддоме. Однако вскоре ей предстоит понять, способна ли она смириться с разлукой…
«Айка» - фильм алхимический, сделанный по шаманскому рецепту и добивающийся результата, которого невозможно достичь другими способами. Это реализм Дарденнов, уткнувшийся в снежное брюхо Москвы. История, которую могла бы рассказать документалистика, если бы документальное кино могло подобно барону Мюнхгаузену вытянуть себя за волосы из болота этических противоречий» - «Айка»: Самал Еслямова и Сергей Дворцевой о фильме» Журнал «Сеанс».
В главных ролях: Самал Еслямова, Джипаргуль Абдилова, Давид Алавердян, Нуржамал Мамадалиева, Нуржан Кунназарова, Сергей Мазур
Стоимость билета – 150 руб.
Подробная информация по телефону:
333-48-98
Дополнительная информация для СМИ:
ГБУК «Агентство социокультурных технологий»
331-23-82